UA-68449442-1
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район

Программа реализации  внеурочной деятельности в начальных классах

2015-2016 учебный год

Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся

Введение

Данная программа представляет собой  программу организации внеурочной деятельности учащихся МАОУ лицей пгт Афипского  .

Организация внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края осуществляется в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. № 1643), от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. № 1644) и от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. № 1645) с учетом примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, одобренных (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5) Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (далее - примерные ООП) и методических рекомендаций по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанных Российской академией образования (письмо Минобрнауки от 7 августа 2015 года № 08-1228) (далее - Методические рекомендации).

-        Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) - РАО;

-        Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.

-        Приказ Министерства образования и  науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

-        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993

-Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках введения ФГОС начального общего образования»

Так как Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

        Структура программы по внеурочной деятельности. Программы по внеурочной деятельности  включают следующие разделы:

1)                        пояснительная записка;

2)                        общая характеристика программы по внеурочной деятельности;

3)                        описание места программы в структуре ООП;

4)                        описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности;

5)                        результаты освоения программы по внеурочной деятельности;

6)                        содержание программы по внеурочной деятельности;

7)                        тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;

8)                        описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

 Внеурочная деятельностьявляется неотъемлемой частью образовательного процесса  в начальной школе и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтел-лектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д.

     Образовательным учреждением  при организации внеурочной деятельности учтены  следующие факторы:

- запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей),

 - уровень квалификации педагогических работников;

- качество программ внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами ООП НОО;

           - значение программ внеурочной деятельности для конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.

Программа по внеурочной деятельности  выстроены на основе следующих принципов: непрерывности образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом, развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеуроч-ной деятельности, системной организации управления учебно – воспитательным процессом.

Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. Система воспитательной работы во внеурочной деятельности образовательного учреждения  строиться на следующих принципах:

  • неразрывная связь воспитания и обучения в начальных классах;
  • позитивный педоцентризм как принцип организации содержания воспитания;
  • признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с другими субъектами: родителями и педагогами;
  • согласованное распределение полномочий всех субъектов воспитания в начальной школе.

         Программа по внеурочной деятельности реализуется в парадигме  системно - деятельностного подхода. ОУ предоставляет обучающимся, родителям возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие  потенциала обучающихся, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.

     Программа внеурочной деятельности должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Условия организации внеурочной деятельности отражаются в общественном договоре о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности.   

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности предполагается использование  возможностей организации отдыха детей и их оздоровления, тематической лагерной смены  на базе общеобразовательного учреждения.

 В программе учтено, что обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением, или вообще отказаться от этих занятий.

Количество групп, количество учащихся в группах, а также направления внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении, расположенном в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов в неделю.

Вопрос о сопровождении учащихся начальной школы в период между урочными и внеурочными занятиями решается путем внесения в должностные инструкции учителей начальных классов соответствующих должностных обязанностей.

Длительность  внеурочных занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для  обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях будут шире использоваться элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов планируется  проводить  два раза в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4 классов.

Для организации различных видов внеурочной деятельности запланировано использовать общешкольные помещения:  актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения дома культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения.          

           Рабочие программы по внеурочной деятельности согласовываются на методическом объединении учителей начальных классов, осуществляющих внеурочную деятельность, утверждаются директором.

      В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

1.Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).

Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.

Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

2. Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

  • специфические образовательные задачи;
  • принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
  • ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
  • демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

При организации работы секции должны соблюдаться принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.

Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта.

Занятия в секциях должны носить регулярный характер. Каждое последующее тренировочное занятие как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.

Тренировочные нагрузки должны увеличиваться постепенно, и быть посильными, чтобы избежать перегрузки учащихся.

Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике: словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т. д.) и наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т. д.). Методы практических упражнений включают в себя две группы: 1) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); 2) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).

Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.

3. Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.

Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т. д. Основной целью деятельности студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.

Студии организуют свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.

4. Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

5. Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

Мастерская имеет определенные отличительные черты:

  • принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;
  • приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
  • ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
  • демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Вся внеурочная деятельность МАОУ лицей пгт Афипского   проходит в рамках  единой воспитательной темы.

Методические требования к внеурочным занятиям:

  1. На каждом внеурочном занятии обсуждаются основные духовно - нравственные ценности, заложенные в программе воспитательной работы.

2. Обсуждение  происходит по определенному алгоритму:

- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

1.     Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

2.     Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.

4.     Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.

5.     Принцип целостности.

6.     Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.

7.     Принцип личностно - деятельностного подхода.

8.     Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).

9.     Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур.

10.   Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации

  1. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

В начальной школы выделены основные направления внеурочной деятельности:

1.Спортивно-оздоровительное направление

2.Духовно-нравственное направление

3.Общеинтеллектуальное направление

4.Общекультурное направление

5.Социальное направление

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ  лицея.

Спортивно – оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Рекомендуемые формы работы:

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Лицей

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками

Вторая половина учебного дня

Кружок «Олимпионик»

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы,  физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции, кружки

Школьная и др. спортивные площадки

каникулы

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с планом работы  на каникулах)

 

Духовно-нравственное направление,  общекультурное направление

Духовно-нравственное и общекультурное направление направления включают широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

Рекомендуемые формы работы:

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Лицей

Вторая половина учебного дня

Кружок «Зеркало души»

Кружок «Пластилиновая сказка»

 

Кружки художественного творчества, прикладного искусства: бумажная пластика, оригами, биссероплетение, работа с природным материалом. Посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре, художественные акции школьников в окружающем школу социуме.

Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

 

Общеинтеллектуальное направление

Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Рекомендуемые формы работы:

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Лицей

Вторая половина учебного дня

Кружок «Земля-наш общий дом»

«Занимательная математика»

«Удивительный мир слов»

Кружок «Любознайка»

Кружок «Занимательный колейдоскоп» Познавательные беседы, посещение библиотек, музеев, экскурсии по городу и краю, конференции, интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады, конкурсы.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

Семья, учреждения дополнительного образования

Вторая половина учебного дня, выходные дни

 

Общекультурное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках общекультурного  направления может быть положена общественно – полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Рекомендуемые формы работы:

Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

 

Вторая половина учебного дня

Кружок «Пластилиновая сказка»»

Кружок «Юный художник»

Кружок  «Магия творчества»

Организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др.

Семья, учреждения дополнительного образования

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Школьные площадки

Каникулы

 

Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными